Администрация

Соколюк Петр Михайлович
Глава Ивдельского городского округа
Управления и отделы
Обращения граждан
Оценка качества оказания услуг социальной сферы
Противодействие коррупции
 

Навигация

  1. Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?

Экологическая обстановка, связанная с деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО), в стране такова, что самим обществом требуется незамедлительное принятие решений для улучшения экологии. Существующая системы сбора и удаления ТКО, сложившаяся за десятилетия, основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках и в небольшом количестве случаев – на полигонах, обустроенных в соответствии с действующими нормами. Следовательно, полигонная система захоронения не выполняет требования по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду и подлежит изменению.

В Свердловской области каждое третье муниципальное образование вообще не имеет полигон для размещения образуемых отходов, более 45 муниципальных образований имеют свалки, которые используются (либо использовались до недавнего времени) для размещения отходов и при этом не соответствуют природоохранному законодательству.

Полигоны, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть признанные законными, расположены в 30 муниципальных образованиях (в том числе и в Тавде). При этой системе абсолютно не решаются вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, снижения негативного воздействия деятельности по размещению отходов на окружающую среду. Кроме того, свалки переполнены отходами, не решаются вопросы реконструкции полигонов.

Создание новой современной системы обращения с ТКО – это основная задача реформы, реализуемой в субъектах РФ с участием региональных операторов по обращению с ТКО. Реформа в сфере обращения с  ТКО направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых ТКО, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, опасных отходов, повышение экологической сознательности населения.

Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. В планах Правительства Свердловской области к 2025 году построить 12 мусоросортировочных комплексов.

В рамках реформы исключена возможность размещения отходов на несанкционированных свалках, используемых ранее для размещения отходов (таких в Свердловской области насчитывается более 200).

В новой системе управления ТКО региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект конечного размещения отходов. Размещение отходов вне указанного в договоре объекта размещения отходов ведет к отсутствию оснований у регионального оператора по оплате оказанной услуги по транспортированию отходов. Значит попадание отходов на несанкционированные свалки исключается.

  1. Как установлен и из каких затрат состоят тарифы региональных операторов?

Отбор региональных операторов по обращению с ТКО проведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 05.09.16 № 881. Конкурсная документация была сформирована с учетом трех зон деятельности регоператоров, определенных территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления Свердловской области. В рамках конкурсного отбора заявителями были предоставлены конкурсные предложения по размеру услуги регоператора. Таким образом, первоначальная цена на услуги регоператора была снижена МинЖКХ Свердловской области в рамках проведенных конкурсных отборов регоператоров.

Согласно установленным требованиям регоператоры до 1 июля 2018 года направили предложения по установлению единых тарифов на услуги регоператоров в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области.
При установлении тарифов региональных операторов по обращению с ТКО была учтена следующая структура расходов:
1) услуги операторов по захоронение ТКО на полигонах, в т. ч.: - плата за негативное воздействие на окружающую среду, инвестиционная составляющая; 2) налог на прибыль и НДС; 3) услуги по транспортированию ТКО; 4) расходы на заключение и обслуживание договоров.

В Свердловской области начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет осуществляться с человека за кубические метры, образованные потребителем. Данное решение основано на том, что отходы образуют люди, проживающие в жилых помещениях, работающие на предприятиях и количество образуемых отходов пропорционально количеству потребителей.

Средства, собираемые регоператорами в объеме единого тарифа, пойдут на новые объекты обращения с отходами, приобретение большегрузной техники для транспортирования отходов, упорядочение потоков отходов, в том числе исключение попадания отходов на несанкционированные свалки, а, следовательно, на улучшение окружающей среды, обеспечение благоприятных условий проживания населения в регионе.

 

  1. Почему выросли тарифы на вывоз отходов?

Рост платы граждан за услугу по обращению с ТКО по сравнению с ранее оказываемой услугой по вывозу и утилизации отходов связан с несколькими факторами.

Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу ТКО был экономически не обоснован. При системе с экономически необоснованными тарифами потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат на обращение с отходами. Нередки были случаи отказа операторов от предоставления услуги по вывозу ТКО, что способствовало росту количества свалок.

Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взымалась с населения.

В существующих условиях и установленных требованиях необходимо строительство новых объектов, обеспечивающих обработку и захоронение ТКО. Рост цен в сфере обращения с ТКО обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с отходами.

 

  1. В чем особенность услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами?

Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Причем расшифровка указанных затрат не везде была обнародована, то есть не все знали сколько платят за услуги по обращению с ТКО.

В условиях реформы услуга по обращению с ТКО становится коммунальной и будет выставлена отдельной строкой в квитанции за коммунальные услуги.

При первом начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО затраты на вывоз и захоронение ТКО, учтенные ранее в составе содержания жилого помещения, подлежат исключению.

Поскольку все отходообразователи, как собственники отходов, имеют обязательства по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, выбрасывать отходы в несанкционированные места при организованной услуге становиться нецелесообразным, что положительно повлияет на качество окружающей среды в населенных пунктах.

В случае неоплаты за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО задолженность взыскивается в судебном порядке с начислением пени за просроченные платежи.

 

  1. Каковы функции регионального оператора?

Регоператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО в зоне своей деятельности на территории субъекта РФ в соотв. с региональной программой и территориальной схемой обращения с ТКО. Регоператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регоператора присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.

 

Куда обращаться по вопросам работы регоператоров, в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?

У регоператора  работают «горячая телефонная линия» по обращению с отходами:

в Восточном административно-производственном объединении - ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96.

 

  1. Какие отходы относятся к твердым коммунальным?

Понятие ТКО приведено в ФЗ об отходах производства и потребления № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

  1. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором. Согласно установленным правилам обращения с твердыми коммунальными отходами в жилых помещениях региональный оператор заключает договоры с управляющими организациями, за исключением случаев, когда собственниками жилых помещений на общем собрании принято решение о заключении прямого договора с регоператором. В отношении нежилых помещений, зданий, строений, сооружений регоператор заключает договор с собственником нежилого помещения, здания, строения, сооружения или уполномоченным им лицом.

 

  1. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?

Любое юрлицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз ТКО определена ФЗ.

 

  1. Кто должен оплачивать коммунальную услугу, если в квартире никто не прописан?

Данный факт нужно подтвердить справками из паспортного стола. Если в квартире никто не прописан, то плата будет начисляться по количеству ее собственников. Справку можно получить в МФЦ, у глав сельских администраций.

 

  1. Какие нормативы накопления ТКО утверждены для жителей?

Определение нормативов накопления осуществлялось согласно утвержденным Минстроем России методикам с учетом замеров количества отходов по сезонам. Указанные замеры проводились органами местного самоуправления муниципальных образований. В многоквартирных домах Екатеринбурга норматив утвержден из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, в частном секторе – 0,261 кубометра. Для остальных жителей Свердловской области – 0,169 и 0,19 кубометра в месяц соответственно.

С учетом данных о фактическом количестве образованных ТКО в каждом сезоне, полученных от региональных операторов по результатам оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО, планируется провести сопоставление полученных данных с установленными нормативами накопления ТКО.

 

  1. Сколько стоит вывоз мусора для жителей?

Плата за вывоз мусора с одного человека в месяц составит:

АПО-1: для жителей МКД – 142,95 рубля, частного сектора – 160,72 рубля с НДС;

АПО-2: для жителей МКД – 120,59 рубля, частного сектора – 135,58 рубля с НДС;

АПО-3: в Екатеринбурге – 148,62 и 182,12 рубля с НДС, в других населенных пунктах АПО-3 – 117,92 и 132,57 рубля с НДС.

 

  1. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.

Льготные категории граждан:

Инвалиды и участники ВОВ и жители блокадного Ленинграда; Ветераны боевых действий; участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;  инвалиды с I по III группу инвалидности; ветераны труда и труженики тыла периода Великой Отечественной войны; несовершеннолетние сироты и дети, лишенные родительской опеки; многодетные семьи.

Назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО указанным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном для других коммунальных услуг. Указанные порядки утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ»;

постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 689-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной  поддержки которым относится к ведению субъекта РФ»;

постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа».

Также в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами распространяются условия получения субсидии на оплату коммунальной услуги, которые определены Законом Свердловской области от 15.07.2005 № 89-ОЗ «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области».

К такому условию относится превышение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленной в размере 22 процентов.

 

  1. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и не получения коммунальной услуги?

Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилья нужно предоставить регоператору или расчетному центру подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете может быть приложен один из документов:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении госграницы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда.

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен. Заявление на перерасчет подается региональному оператору, либо в расчетно-кассовый центр, куда вносятся платежи и начисляется плата (по г.Тавда- Энергосбыт Т+).

 

  1. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Организация по обслуживанию многоквартирного жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории. Право собственности на отходы переходит к региональному оператору с момента погрузки отходов в мусоровоз.

 

  1. Как часто должен вывозиться мусор?

При температуре +5°C и ниже вывоз коммунальных отходов с мест их накопления (контейнерные площадки) должен осуществляться не реже одного раза в три дня, при температуре выше +5°C – ежедневно.

Из частного сектора при отсутствии контейнерных площадок мусор вывозится по графику. Графики вывоза размещены на сайтах регионального оператора и сайте Тавдинского городского округа, а также напечатаны в газете Тавдинская Правда, Тавдинская неделя за февраль месяц, размещены в социальных сетях ОК, VK.

 

  1. Как осуществляется коммерческий учет отходов с торговыми организациями, организациями сферы услуг и быта, социальными и культурными учреждениями, садоводческими товариществами и т.д. (с собственниками твердых коммунальных отходов)?

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.16 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из нормативов накопления отходов или объема отходов, накапливаемых на контейнерной площадке.

 

  1. На селе большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов, и если да, то на каких условиях?

Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон в рамках отдельного договора, который может быть заключен с регоператором, в том числе на утилизацию данных видов отходов.

  1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестр размещен в открытом доступе на официальном сайте Тавдинского городского округа.

 

  1. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители РФ в силу действия таких норм закона. Он носит характер публичной оферты, и не обязателен к личному подписанию в виде какого либо документа. Его проект размещается на сайте компании, и в соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку, претензию, другие документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора (ноябрь 2018 года).

Заключить письменный договор можно также в офисе регионального оператора.

 

  1. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).

 

  1. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки.

Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.

 

  1. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

 Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

 

  1. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.

Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.

В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.

 

  1. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?

Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора, либо в расчетный центр «Энергосбыт Т+». Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.

 

  1. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке.

 

 

 

  1. Где можно оплатить квитанции?

В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей.

 

  1. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.

В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

 

  1. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6-24.13 Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

Отходы из жилищ; Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам; Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам; Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам; Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам; Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам; Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам; Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам; Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам; Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам; Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам. Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 № 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО: Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО. Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

 

  1. Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?

Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

 

  1. Как определяются категории нормативов накопления ТКО?

В соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.

Согласно пунктам 13, 14 Правил № 269, норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

— территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

— категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц;

— категорий объектов, на которых образуются отходы;

— видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет категории нормативов накопления ТКО.

 

  1. Вопрос в части установления нормативов накопления ТКО если в методических рекомендациях объекты нормирования не указаны.

Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила № 269).

Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ В соответствии ФЗ-486 от 28.12.2016 о внесении изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» и в ФЗ-458 в течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.

Норматив накопления ТКО — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04.04.2016 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом-524/пр от 28.07.2016 Минстроя России, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются по форматам исходных данных: в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других – исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих — возможны оба случая. Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых – устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м. общей площади.

В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального (более точно) понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась.

 

  1. В соответствии с каким нормативно-правовым актом необходимо ввести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов?

Согласно пункту 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), в целях сопоставления объема и массы ТКО определяется средняя плотность ТКО, рассчитываемая как отношение объема ТКО, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных — как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее — средняя плотность ТКО).

Правилами № 505 вводится понятие «средняя плотность ТКО» в целях соотнесения объема и массы ТКО в связи с разными подходами ведения учета образованных ТКО и переданных в дальнейшем на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.

Средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.

На основании изложенного, с учетом действующего законодательства среднюю плотность ТКО следует определять в соответствии с Правилами № 505.

 

  1. Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений?

Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону № 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.

Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствует понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО – отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).

 

Поделитесь новостью:

Рекомендуемые сайты